745BK

RU

  • RU
  • EN
  • DE
  • ES
  • FR
  • JA
  • AR
  • CN

«Сургутнефтегаз»: сохранять традиции и идти вперед

10 Октября 2017

«Сургутнефтегаз»: сохранять традиции и идти вперед

Будущее мировой энергетики стало центральной темой международного форума "Российская энергетическая неделя", прошедшего в Москве и Петербурге. По мнению его участников, в ближайшие 20 лет мировая потребность в энергии будет лишь расти, а углеводороды сохранят ведущую роль в мировом энергетическом балансе. Как раз в эти дни 40-летие отметила компания "Сургутнефтегаз".

40 лет – все только начинается

На фоне многовековой истории добычи нефти 40 лет "Сургутнефтегаза" – это вроде бы и немного. Но это если мерить годами, а не добытыми ежегодно миллионами тонн, которых 60. Не скважинами, которых почти 20 тысяч. Не людьми, которые работают на одном производстве, и их 120 тысяч. Не месторождениями, среди которых - уникальное Рогожниковское.


Геологи "Сургутнефтегаза" одними из первых начали искать нефть на больших глубинах. Экспериментально на Рогожниковском ушли под землю на пять километров. В поисках нефти, но еще и ответа на вопрос, органического или нет она происхождения, ограниченные или нет ее запасы? А это - вопрос вопросов даже не для одного отдельно взятого государства.

Медленно по заданным координатам датчик спускается вниз, посылая сигналы о своем местонахождении. Под руководством телеметристов идет строительство скважины. Сначала - разведочной. Бородатые геологи-нефтяники в шапках-ушанках, с потертыми рюкзаками и запахом тайги где-то далеко в прошлом. И прежде чем начнется разработка месторождения, будет создана его 3D-модель. Впрочем, совсем не выйти на мороз не получится.


Геологи не могут спуститься под землю и осмотреть недра, зато могут пробурить поисковую скважину и поднять на поверхность нефтесодержащую породу. Чтобы увидеть этот процесс, лететь на месторождение. Цель разведочного бурения - достать нефтесодержащие плотные цилиндрические породы - керны.

«Хранилище Судного дня»

Уникальное место, куда просто так не попасть. Именно сюда доставляют образцы керна. И это - святая святых геологов - кернохранилище. Хранятся образцы в коробках. Сколько их тут, не сосчитать. Вероятно, тысячи. И возникает аналогия со знаменитым хранилищем Судного дня, где собраны семена растений со всей Земли. Здесь примерно так же. Открываешь коробку - и перед глазами вся информация о недрах Земли.


Разработка месторождения не начнется без разрешения Тюменского отделения "СургутНИПИнефти". В 90-х его чуть не разогнали. Но нефтяники позвали ученых к себе. Сначала научный центр разместили в спортзале, а потом построили современное здание.

Работаем. Строим. Созидаем

Поселок Витим совсем не так выглядел в 90-х. В романе "Угрюм-река" Вячеслава Шишкова именно Витим выведен под именем Разбой-села.  Когда в 2004 году сюда пришел "Сургутнефтегаз", первым делом построили трассу от Витима до Талакана - первую асфальтированную в этих краях.

талакан33.jpg

Визитная карточка региона - возведенный в Талакане прямо в тайге современный международный аэропорт, способный принимать самолеты любого класса. Сильно изменился и сам Сургут, который начинался с деревянных бараков, построенных на болоте. 


Особенно эффектно Сургут смотрится вечером. Гордость сургутских нефтяников - Дворец искусств. Когда-то на его месте была болотная пустошь. Теперь технологической начинке дворца могут позавидовать даже столичные концертные залы.

«Народный генерал»

В общем, очень полезно, когда руководитель компании, которая зарабатывает здесь деньги, тут и живет. Главу компании Владимира Богданова публично, при большом количестве телекамер не в Сургуте, за последние два года видели дважды. В 2016-м ему присвоили звание Героя труда. В 2017-м он стал лауреатом Госпремии. Но обычно непубличный Богданов никогда не пропускает церемоний награждения буровых бригад в Сургуте.


Богданов прошел путь от помощника бурильщика до гендиректора одной из крупнейших компаний и лучше многих понимает, как должно быть все устроено, особенно когда на улице минус сорок.

Суровые трудовые будни

Какими бы ни были жестокими морозы, работы на буровой не останавливаются никогда, даже если температура упадет до минус пятидесяти. Причина простая: если остановить хотя бы на полчаса работу, то жидкости, которые используются при бурении, просто замерзнут, и вернуть скважину к жизни будет очень сложно.


Пробурить скважину - это полдела. Чтобы нефть пошла дальше, нужно проложить трубы, причем делают это зимой, в самые трескучие морозы. Не потому, что летом тут комары, мошкара, а потому, что летом сделать это технически очень сложно. Это сейчас мы идем по твердой почве, а летом здесь топкое болото. Пригонишь сюда трактор, и он начнет проваливаться. Поэтому сургутские строители ждут зимы, чтобы почва замерзла.

Укладка трубопровода - процесс небыстрый еще и из-за очень серьезных требований по экологии. Каждая труба сначала проходит проверку рентгеном, а потом регулярно пробы воды, земли и воздуха будут отправляться в лаборатории. В воду, например, подсаживают рачков-дафний, которые реагируют на появление различных загрязнителей. А еще бригады скорой экологической помощи постоянно проводят учения.

Таежные романтики

витим22.jpg

Первозданный пейзаж все эти достижения цивилизации не портят. Как все меньше портит его и различная нефтяная инфраструктура.  Горящих факелов и нефтяных фонтанов сейчас уже не увидишь - большая часть нефти добывается при помощи специальных насосов. Качалок тоже становится меньше. Но романтика осталась. Удалось сохранить и традиции, заложенные первопроходцами, ставшими настоящей легендой нефтяного Севера. «Сургутнефтегаз» - надежный хранитель этих славных традиций.

Автор: Игорь Кожевин

Фото: архив «Сургутнефтегаз»

Теги: Сургутнефтегаз, Югра, Владимир Богданов


Короткая ссылка на новость: https://myopenugra.ru/~3r29p



Назад


Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь